(польская версия)
Вся постройка сегодняшнего варшавского "Каритас" – это в прошлом большой дворец Казановских. На этом месте, в непосредственной близости монастыря бернардинцев (костёл св. Анны), под конец XVI века существовал деревянный дом (или дворец) Ежи Мнишека. Позднее недвижимость перешла к семье Боболей (откуда мы знаем св. Андрея Боболю, "Апостола Полесья"). Боболи возвели в начале XVII века каменный дворец. В 1617 году король Сигизмунд III (из династии Вазов) выкупил у семьи Боболей их дворец с целью преобразовать его под резиденцию своего сына, королевича Владислава (позднейшего Владислава IV). Перестройка дворца Боболей имела место в 1628-43 гг., её автором был известный архитектор Константино (или Костанте) Тенкалла (1610-1647). Королевич Владислав, однако, уже в 1632 году подарил свой дворец другу, Адаму Казановскому (ок. 1599-1649), из-за чего поссорился со своим отцом, королём.
Дворец со стороны вислинского откоса (источник: Wikipedia)
Казановский продолжил перестройку дворца, который в конце концов превратился в одну из самых великолепных варшавских резиденций эпохи позднего ренессанса или раннего барокко. Существуют многочисленные восторженные отзывы современников, а также некоторые изображения дворца. Ещё и сегодня мы можем наблюдать остатки величественной постройки с внутреннего двора "Каритас", с террасы за главным корпусом и со склона надвислинского глинта (уступа) (правда, непосредственного доступа внутрь не имеется).
(Кликните, чтобы увеличить фотографии)
Остатки дворца Казановских – вид с террасы за дворцом
Дворцовая терраса – вид в сторону Вислы
Дворец имел собственную часовню, которая – что необходимо подчеркнуть – не имела ничего общего с существующим сегодня костёлом. Здание дворца, близкое в плане к квадрату, имело довольно обширный внутренний двор, где находился главный вход во дворец.
Во время шведской осады Варшавы 1656 года дворец был в значительной степени разрушен, хотя на этот счёт нет однозначных информаций. Интересная деталь, находящаяся на территории внутреннего двора бывшего дворца и напоминающая цветом и очертанием кактус или огурец, является, согласно преданию, фрагментом аттики дворца, упавшего с крыши во время артобстрела.
Выкупленный в 1661 г. у Казановских, полуразрушенный дворец перешёл в собственность Хелены Текли Любомирской (в девичестве Оссолиньской). Она же в 1663 г. предложила монахиням-кармелиткам, приглашённым 14 лет назад из Кракова в Варшаву, использовать дворец в качестве монастыря. Это был орден так называемых "босых кармелиток". За новой, варшавской фундацией кармелиток стоял сам великий коронный канцлер Ежи Оссолиньский, который первоначально поселил монахинь во временную монастырскую постройку с обещанием построить для них каменную церковь с монастырём. Во время польско-шведской войны, называемой в Польше "шведским потопом" (это была II Северная война (1655-1660)), первоначальная резиденция монахинь была разрушена.
Уже в следующем, 1664 году, кармелитки начали перестройку дворца в монастырь (автор проекта – известный архитектор Джованни Баттиста Джислени, 1600-1672). Со стороны улицы Краковское Предместье был разобран весь второй этаж дворца, где ранее находился большой бальный зал.
Уже в следующем, 1664 году, кармелитки начали перестройку дворца в монастырь (автор проекта – известный архитектор Джованни Баттиста Джислени, 1600-1672). Со стороны улицы Краковское Предместье был разобран весь второй этаж дворца, где ранее находился большой бальный зал.
В 1696 году началась постройка костёла (из чего следует, что костёл возник как самостоятельное строение, а не как заадаптированная часть дворца). Помимо того, что до нас дошли многие имена архитекторов, работавших на этом объекте, кто был автором проекта костёла – неизвестно. В 1699 году постройка костёла св. Терезы была закончена. Сёстры-кармелитки были хозяйками святыни вплоть до ликвидации их монастыря царскими властями, которое наступило 17 декабря 1818 года. Как сообщают монастырские источники, сёстры узнали о планируемой ликвидации на две недели раньше, благодаря чему успели собрать самые ценные вещи и вывезти их в свой родоначальный монастырь в австрийском в то время Кракове, куда сразу после объявления ликвидации выехали и сами. Какие именно "ценные вещи" были вывезены – мы не знаем: источники сообщают только о мощах матери Марианны Терезы Мархоцкой, первой настоятельницы варшавской обители, вокруг тела которой после смерти стали происходить чудеса и развился культ (в настоящее время идёт процесс причисления к лику святых). Как кажется, главный алтарь, который и сегодня мы видим в костёле, остался со времён кармелиток, а значит, вывезен не был.
Фрагмент костёла на картине XVIII века.
Источник: fenomenwarszawy.blogspot.com
Следует немного остановиться на религиозной политике царизма.
После ликвидации Польской республики в 1772-1795 гг. – вследствие трёх её разделов между Россией, Пруссией и Австрией страна исчезла с карты мира – вся восточно-северо-восточная часть Польши вместе с Варшавой (а также современными Литвой, Беларусью, частью Украины и частью Латвии, входившими в состав Речи Посполитой) оказалась в составе Российской Империи. Если современные Беларусь и Литва непосредственно вошли в состав Северо-западных земель Империи, то Варшава оказалась в составе куцего буферного государства – "Царства Польскаго", управляемого царским наместником. В течение всего XIX века царизм проводил политику, направленную на ликвидацию, а после её неудачи – руссификацию католической церкви на занятых территориях, причём, если на территории "Царства Польского" власть ещё как-то сдерживалась (сказывалось очень незначительное количество православных среди населения), то на этнически белорусских, украинских и литовских землях борьба приобрела повальный характер. Были ликвидированы сотни христианских обителей: монастырей, церквей, школ, коллегиумов, академий, богаделен; была полностью (в границах Российской Империи) ликвидирована Греко-католическая церковь, присоединённая к православной. Сотни костёлов были силой забраны католикам и переданы православным. На территории нынешних Беларуси и Украины были ликвидированы сотни монастырей (в Беларуси к началу XX века осталось только 2 женских монастыря и ни одного мужского, из более сотни, существовавших ещё в начале XIX века).
В "Царстве Польском" процесс шёл более осторожно, хотя монастырь кармелиток в Варшаве – не первый и далеко не последний, ликвидированный царскими властями. В самой Варшаве была ликвидирована примерно половина всех монастырей, а два костёла отобраны и превращены в православные церкви (костёл Матери Божьей отцов пиаров (пиаристов) и костёл св. Лаврентия (по-польски Вавжиньца)); в ключевых точках города были построены православные церкви, посещаемые в основном прибывшими из России чиновниками и солдатами и офицерами русских войск. Так же было и во всём "Царстве Польском", причём репрессивный "ликвидационный запар" властей разгорался особенно после подавления национальных восстаний за независимость (1794, 1830-31 и 1863-64).
Ситуация изменилась лишь с началом I Мировой войны, а именно к 1915 году, когда большинство православного клира и монашества под натиском Германии бежало вместе с русскими войсками с польской территории вглубь России, оставляя как занятые ранее костёлы, так и собственные церковные постройки.
0 komentarze:
Prześlij komentarz